|
лучаях болезни русские крестьяне ходили просить прощенье у воды (как и у земли - см. ЗЕМЛЯ). "Обычай этот покоится на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей оскорбления, насылая на людей болезни. Поэтому, чтобы избавиться от таких болезней, на воду опускают кусочек хлеба с низким поклоном: "Пришел-де я к тебе, матушка-вода, с повислой да с повинной головой - прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды". - Отступая по одному шагу назад, до трех раз повторяют этот приговор с поклоном и во все время заклинаний стараются ни с кем не разговаривать, не оборачиваться и ни одного раза, конечно, не налагать на себя крестного знамения. В вологодских краях верование в чары воды, без участия церковного ее освящения, приурочивается даже к Великому Четвергу, когда большуха-хозяйка, почерпнувши воды из колодца, святит ее тем, что опускает в ведро "серебрушку" (непременно серебряную монету) и умывает ею ребят своих для здоровья...Редкое гаданье обходится без того, чтобы вода не играла в нем существенной роли".Умение гадать на воде - "ремесло, [которое] на роду не приходит , а только передается. За передачею женщины прибегают к знахарю или старой колдунье. Знахарь требует посулов: штоф вина, скатерть, две рубашки, кушак и полотенце. Это все заранее приносится, потому что требование знахаря известно всему селению. Знахарь становит будущую водогадательницу к загнетке, накрывает лицо полотенцем, ставит на стол мису с водою, садится на лавке и дует на воду; потом снимает полотенце с водогадательницы. Наговоренная вода выливается под верею, а в мису вливается вино. Знахарь, накрывший мису скатерью, приказывает, чтобы она явилась "во саму утренню зорю". Водогадательница является не с пустыми руками, а с двумя штофами вина. Здесь уже знахарь научает водогадательницу всем премудростям.Русские водогадательницы всегда избирают один день в неделе: четверг, а другие предпочитают понедельник... Русские люди водогадание распространяют на многие виды; но его, по большей части, употребляют для открытия похитителей, в наших степных селениях.Там, где случилось похищение, собирают подозрительных людей, призывают грамотного, пишут имя каждого на особенных лоскутках, ставят на стол огромную чашку с водою. Ворожея берет записки и бросает по одной в воду. Чья именная бумажка выпрыгнет из воды, тот признается виноватым" . Таким образом чистая и священная стихия воды как бы не принимает даже имени вора ."Почти невозможно найти в деревенских избах тех сосудов, в которых хранится питьевая вода, не покрытыми, если не досчатой крышкой или тряпицей, то, на крайний случай, двумя лучинками, положенными "крест-накрест, чтобы чорт не влез" .Народная легенда "повествует, что один Святой подвижник (по преданиям Поволжья, Андрей Блаженный) встретил беса, всего выпачканного.- Иди, обмойся водой речной, - посоветовал Святой, - что ты таким пакостным ходишь?- К реке меня не пускает ангел, а велит идти в ту первую избу, где стоит не покрытою кадка с водой и не ограждена она крестным знаменем. Туда я и иду. Мы все там и всегда обмываемся" . Большой популярностью у русского народа и сегодня пользуются колодцы, ручьи, ключи, "которые, сохраняя за собой общее название "прошей", не признаны церковью, но признаются народом за святые, и к которым народ сходится в известные дни на богомолье... Здесь издревле искали прощения и отпущения, т. е. духовного и телесного освобождения от внутренней душевной тяготы и от внешних телесных повреждений, и именем "прощенника" до сих пор зовется всякий чудесно выздоровевший или исцеленный на святом месте... По народным представлениям, прощи находятся под особым покровительством Св. "Пятницы" - не той Св. мученицы греческой церкви, пострадавшей за Христа при Диоклетиане в Иконии, в 282 году, которую вспоминает церковь православная 28 октября [10 ноября по н. ст.] под именем Параскевы, нареченной Пятницей, а иной, особенной, своей, и поныне обретающейся в живых и действующей".В России "среди олонецких озер существуют такие, которые временно исчезают, не бесследно, хотя иногда на долгие сроки, но всегда с возвратом всей вылившейся воды в старую обсохлую котловину" . (Ср. схожее природное явление, наблюдаемое в Англии, в Северном Тон-тоне). Русское народное мировоззрение объясняет феномен уходящей и возвращающейся воды тем, что водяной - хозяин подобного озера - проигрывает в карты другому, более хитрому и сильному водяному "и воду, и рыбу, а затем и себя самого... Проигравшись в пух, он и уходит [к выигравшему водяному] ... зарабатывать проигрыш и живет в батраках, пока не очистится. Когда исполнится договорный срок, он возвращается в свое логовище с водой и обзаводится новой рыбой".
|