нную; она должна предохранять от всякой порчи" . Употребление змей в пищу в обеих традициях считается сильнейшим волшебным средством. В Англии это поверье трактуется как способ "вечно оставаться молодым". В России крестьяне верят, что человек, отведавший мясо змеи, сможет понимать язык растений и животных. "Интересная легенда на сей счет записана в Яренске (Вологодской губ.). Некий барин ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге готовить себе из них пищу. Змеи имели то свойство, что поевши их, человек начинал понимать разговор огня с огнем, травы с травой. Барин подслушивал в лесу разговор трав и записывал их целебные свойства. Раз, следом за барином, пошел в лес слуга и услышал разговор трав, что заставило глупого парня рассмеяться. Барин спросил его: "Чего смеешься"? - "Ничего, так", - ответил слуга. Барин велел ему оборотиться, после чего тот перестал понимать язык трав. От этого барина и пошли травники, цветники, стали потом знать пользу растений". "По мнению крестьян Витебской губ., видеть во сне змей, ужей и прочих гадов хорошо: в доме можно ожидать благополучия; о сновидце идет благоприятный говор. Таким образом, на Руси сохранилось некоторое почитание змей" . В русской народной традиции змеи (впрочем, как и все земноводные) широко применяются не только в качестве лекарственного средства, но и в любовной и вредоносной видах магиях. Так, например, для того, чтобы добиться любви девушки, надо поймать змею, "продеть сквозь змеиные глаза иголку с ниткою и говорить: "Змея, змея! Как тебе жалко своих глаз, так чтобы раба такая-то любила меня и жалела". Потом, когда бывает вместе с любимым предметом, должно продеть этою иглою с ниткою платье так, чтобы этого никто не заметил. В противном же случае чары остаются ничтожными. Когда это будет приведено в исполнение, тогда начинается любовь и продолжается дотоле, пока будет находиться нитка в платье. Кроме этого, влюбленный должен взять с собою змею, вытопить из нее сало и сделать свечу, которую нужно носить с собою. Если он будет замечать охлаждение в любви, тогда должно зажечь змеиную свечу, и любовь снова возгорится. Когда же вся сгорит свеча - тогда любовь на веки простывает". "Парни ст. Слепцовской (Терской обл.), чтобы приворожить любимую девушку, носят высушенные части лягушек, змей и других животных. Иногда в ладанки зашивают кусочки "змеиного корня". Простолюдины верят, что такие амулеты помогают от чар и болезней, стяжают носителю их любовь" .Змеям, ужам и ящерицам повсеместно приписывалась магическая способность "заползать в рот спящим в поле или в лесу, при чем они обыкновенно видят во сне, что глотают что-нибудь холодное. Попав "в нутро", животное поселяется там, движется, "ходит, сосет, гложет" внутренности и даже производит потомство". Именно так еще недавно в деревнях объясняли многие заболевания желудочно-кишечного тракта. Знахари выманивают земноводных "наружу при помощи зеркала, поставленного против больного. Для вызова змеи в зеркале должны отражаться поставленные на блюдечке ягоды (клубника и вишни), а для глиста, требующего водки (солитера?), - рюмка водки" . (См. ГЛИСТЫ).Змея может заползти внутрь человека и в результате колдовского напущения: "Молва народная гласит, что чародеи могут испортить человека за тысячу и более верст, выпуская из-за пазухи змею или ужа, которые залезают в чрево, и тогда кликуша чувствует, что порча подкатывается под сердце и лежит, как пирог" ."В селениях Тульской губернии замечают, что с [12 июня, дня Св. Исаакия] ... бродят змеи по лесам станицами и что их тогда убивать очень опасно. Поселяне думают, что змеи тогда идут поездом на свои свадьбы, и что каждому встречному готовы мстить без милосердия, и что от укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить" .Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы". В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. - И оны прямо вот дорогой идут".