|
икушничать... При усмирении расходившейся в припадках больной обыкновенно принимают участие все досужие соседи, так что набирается полная изба сострадательного народа: кто курит ладаном около лежащей, обходя ее с трех сторон и оставляя четвертую (к дверям) свободною, кто читает "Да воскреснет Бог", чтобы разозлившегося беса вытравить наружу и затем выгнать на улицу.Общепринятый способ для успокоения кликуш во время припадков заключается в том, что на них надевают пахотный хомут, при чем предпочтение отдается такому, который снят с потной лошади. По мнению крестьян, баба, лежа в хомуте, охотнее укажет, кто ее испортил, и ответит на обычный в таких случаях вопрос: "Кто твой отец?" В некоторых местах (Меленковский у. Владимирской губ.), надевая на больную хомут, вместе с тем привязывают еще к ногам ее лошадиные подковы, а иногда прижигают пятки раскаленным железом."" Об "отце" спрашивают кликушу через раскрытую дверь посторонние женщины, когда больную с хомутом на шее подводят к порогу, при чем спрашивающие стараются убедить, что открытием тайны она не обидит сидящего в ней "батюшки" (отвечают кликуши во время припадка всегда в мужском роде). В Жиздринском у. (Калужской губ.) кликуш выводят на двор и запрягают в соху: двое волокут больную, а двое тянут соху и т. д. Около Орла хотя и знают про этот способ, но предпочитают ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз в одно утро вскипяченный в чугуне и по ложечке слитый в штофы: этот настой дают пить больной...Кроме ладана и богоявленской воды, признается еще целебною и даже имеющую решающее действие на перелом болезни и изгнание беса крещенская вода, освящаемая в прорубях рек и озер, а за неимением таковых - в колодцах и чанах. [Ср. английское поверье об использовании воды из святых источников как наиболее эффективное средство против безумия]. В Вологодской губ. кликуш, раздетых до рубашки, несмотря на трескучие морозы, макают в прорубь, опуская в воду ногами, лишь только успеют унести кресты и хоругви. В Орловской губ. одному свидетелю удалось видеть, как к колодцу и кадушке с водой, приготовленной к освящению (реки нет), привели бабу-кликушу в валенках и тулупе, с головой, накрытой шерстяным платком, как потом раздели ее, оставив в одной рубашке, и как потом двое мужиков лили на нее с головы холодную воду и, не внимая ее крикам, ознобили ее до дрожи во всем теле. После этого те же мужики накинули ей на плечи тулуп и, отведя в караулку, надели там на нее сухое и чистое белье, отвели домой и потом хвастались долгое время, что с этой поры баба перестала выкликать и совсем выздоровела".Очевидно, английский "обычай исцелять безумие, погружая больного в воду с головой, пока он не начнет захлебываться", является производным от представления (общего для всех этносов) о том, что причиной безумия является вселившийся в человека нечистый дух, который и заставляет несчастного бесноваться. Погружение страждущего в воду (тем более взятую из святых источников) преследует цель изгнания беса из человека и, соответственно, исцеление его от безумия.В русских деревнях нередко практиковалось и отпаивание кликуш водой. "Зажигают перед иконами в избах лампадки, держат в руках зажженные восковые свечи, ставят на стол чашку с водой и опускают туда медный крест, снятый с божницы, уголек и щепотку соли. Над водой читают молитвы. Больная пьет эту воду по три зори и выздоравливает, но не совсем: кричать перестает, но по временам продолжает чувствовать в теле ломоту и судороги. Всезнающие старухи в таких случаях успокаивают тем, что порча сделана на железе - на замке, оттого-де она и крепка и просидит до самой смерти" .В этнографической и медицинской литературе приводятся описания массового кликушества, поражающего ту или иную местность навроде эпидемии юВ ряде случаев кликушество имитировалось крестьянками с целью освобождения от тяжелого семейного гнета и физического труда. "Кликушество является единственным спасением ... для тех молодух, которых приняла новая незнакомая семья в ежовые рукавицы после воли и холи в родительском доме: когда искренние слезы не помогают и семейные мучители не унимаются, на сцену является тот же протест, но в усиленной форме кликушества, с выкриками и с обвинениями в порче, насланной кем-либо из наличных членов новой семьи (чаще всего обвинение падает на свекровь). Такой протест, - все равно, ловко ли подучилась от умелых кликуш эта новая "порченая" всем штукам, или самостоятельно измыслила свои, - производит уже потрясающее впечатление, и новоявленная кликуша в глазах всех объявляется обреченною жертвою, не столько наводящею страх, сколько внушающею чувство сострадания" .Подобная ситуация была типична для патриархальной крестьянской семьи в России .Уже в конце прошлого столетия с кликушеством успешно боролись местные священники. Справедливо полагая, что подавляющее большинство случаев кликушества является имитацией болезни, они сообщали пастве, что кликушам будет отказано в Св. причастии или что на кликуш будут накладываться дополнительные посты. У каждого священника было свое противодействие истерическим припадкам прихожанок. Так, один священник "во всеуслышание поспешил объявить в храме, что если хоть одна крикунья осмелится нарушить церковную тишину, так он с места отправит ее в губернскую больницу, и если ее там признают притворщицей, то передаст властям, чтобы они поступили с нею по всей строгости законов. Бабы замолкли и стоят теперь во время служб смирнехонько" .
|