твует как рвотное), настой живых раков и лягушек на водке. Очень хорошим средством в западных губерниях считается "выкусить и съесть кусок между задними лапами лягушки"... В Вятской губ. больным лихорадкой дают глотать во время озноба три градины и заставляют кататься по полу до изнеможения.Но народ плохо верит в действительность одних эмпирических средств и употребляет их лишь в слабых случаях болезни или в начале ее. И тогда, впрочем, употребление лекарств обставляется обыкновенно какими-нибудь мистическими приемами, напр[имер], принимают лекарства по зорям, всего лучше "на утреннюю зарю, натощак, "на пустое брюхо". [Тот же прием используют англичане, принимая от лихорадки "натощак по семь листьев щавеля"]. После приема лекарства сплевывают через левое плечо, кланяются перед принятием его "на все четыре стороны" и т. п.Вместо коры вербы нередко прогладывают головки ее, в количестве 12 штук - 6 на утреннюю и 6 на вечернюю зарю, срывая эти головки с освященного прута, т. е. с того, с которым стояли всенощную или утреню на Вербное Воскресенье. Это средство не только избавляет от лихорадки уже существующей, но и предохраняет от ее последующего появления" ."Иногда лихорадку стараются "перевести с с е б я " на какого-нибудь другого человека или даже на животное - собаку, кошку, птицу [ср. аналогичное английское поверье о "передаче" лихорадки собаке посредством лепешки]. Иногда лихорадку "обманывают". Для этой цели на дверях избы больного пишут, что его нет дома".Согласно русским народным представлениям, лихорадка брезглива. С целью избавления от болезни больного мазали навозом, сажей и т. д. Применяли "против лихорадки такое средство: из бумаги делали грубую "маску" (достаточно вырезать глаза, нос и рот). "Когда пойдешь до ветру за большим, накрой все (испражнение) маской, поцелуй ее, поклонись и скажи: "прощай, кумушка!" Три раза плюнь и взадпятки уйди"."Старушки, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляют [15 января, в день Св. Сильвестра] ... смывание лихоманок. Обряд и верование заключается в следующем:В селах думают, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по теплым избам". Поселиться они могут только в доме виноватого, т. е. человека грешного. "Лихоманки бывают тощие, слепые, безрукие... Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходят по домам смывать притолоки. Все это делается потихоньку от мужчин. Зоркий глаз старика здесь считается опасным, а молодым нет доверия. Рано, на заре, бабушка является по приглашению во двор. С нею всегда есть запас: четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника. Старая женщина в доме встречает бабушку у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом "добро пожаловать". Не входя в избу, бабушка начинает обмывать своим снадобьем притолок, а после вытирает чистым полотенцем. Подарки и угощения оканчивают обряд смывания. После сего уже на целый год остаются спокойными от посещения лихоманок. Если случится с кем-нибудь беда, то уже за верное полагают, что она была напущена в чужом доме по ненависти злых людей" .Начиная с 10 марта, со дня Св. Тарасия-кумошника русские крестьяне переставали "спать вечером. Недальновидным они тогда говорят: "кто спит под вечер в феврале [марте - по н. ст.], тот наспит кумаху" , т. е. лихорадку."Больных, страждущих весенними лихорадками, в Тульской губернии начинали поить с [11 мая, дня Свв. Максима и Ясона] ... березовым соком. Перед этим временем всегда их купали в дождевой воде, а другие - вытирали сбереженным мартовским снегом. День ясный и теплый всегда предвещал больным здоровье. В туманные и холодные дни никто не прибегал к этому средству. Суеверные старушки... с обетными ладанками выходили на перекрестки и дожидались попутного, теплого ветра с юга. По их понятию, ветер южный приносил с собою здоровье и поселялся в обетную ладанку, которую после надевали на больного" .