вляют те же христианские праздники, что и живые: "По верованию крестьян малорусских, в Светлый четверток" мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию. Во время литургии перед алтарем стоит ряд детей, которые держат в руках по красному яйцу, наполненному "клочем", т. е. льняным сором. По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма и по-прежнему становятся перед дверями его. Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище". "Кто умрет на пасху - [ему дают] яичко в руку" .Вместе с тем "загробная жизнь" мертвеца находится в определенной зависимости от природы: "С наступлением зимы, когда засыпает вся природа, засыпают и усопшие; напротив, с наступлением весны, когда природа пробуждается от своего зимнего сна, пробуждаются от сна и умершие". (Ср. русскую народную примету: "Мертвец, приснившийся во сне кому-либо, - означает, что в этот день будет снег" или дождь).Практически повсеместно считается, что "мертвец "все слышит и видит" до тех пор, пока его не опустят в могилу, и только после третьей лопаты земли, брошенной в могилу, мертвец приобщается к небу и навеки избавляется от мирских сует". "Состояние" тела покойного в русской фольклорной традиции так же, как и в английских поверьях, "предсказывало" дальнейшую участь его родственников и односельчан. Руки покойника складывают на груди таким образом, чтобы правая лежала поверх левой. "Если тело умершего не успевало окоченеть, то руки, не удержавшись в таком положении, могли раскрыться... Говорили, что "мертвый хочет обнять кого-то из родных", "еще кого-то к себе ждет", "еще кого-то прибрать хочет". (Ср. английский вариант того же поверья: "Если мертвец остается теплым дольше, чем обычно, - значит, вскоре умрет еще кто-то из членов его семьи")."Плохой приметой считалось, если у покойника открывались глаза. Говорили, что он "еще кого-то выглядывает" или "проститься с кем-то еще хочет". Глаза в таких случаях закрывали тряпочкой и клали сверху трех-пятикопеечные монеты". (Ср. английский вариант того же поверья: "Если глаза мертвеца закрываются с трудом, то они "ищут следующего"). "Подобно зеркалу, глаза покойника воспринимаются как опасная для живых людей открытая граница между земным и загробным миром" .В русской традиции вплоть до настоящего времени существует множество магических средств для того, чтобы не бояться покойника. Чаще всего советуют подержать его за руки и за ноги. Это поверье отчасти соответствует английскому обычаю прикасаться к телу покойного "в знак того, что ты не желаешь ему ничего дурного и хочешь быть с ним в мире"."Вдовы, если имели намерение выйти снова замуж, пуговицы на пиджаке покойного супруга не застегивали". (Ср. английский обычай надрезать на саване все шнурки перед тем, как мертвеца положат в гроб". О развязывании узлов на одежде умирающего см. статью ЗАМОК).В России так же, как и в Англии, дождь в день похорон считался благоприятной приметой для покойного (см. ДОЖДЬ)."Когда умершему шьют саван, то должно шить его редко, что называется "на живую нитку" и иглою не к себе, ибо верят, что в противном случае, весь тот дом вымрет". В Заонежье "кроить с помощью ножниц не разрешалось. Материю следовало разрывать руками. Это правило до настоящего времени соблюдается при кройке подушки и матраца. Столь архаический запрет, по-видимому, основывался на представлении, что покойники "не любят металла": из металлических орудий при изготовлении похоронных одежд дозволялась лишь железная иголка"."Перед опусканием покойника в могилу туда бросают медную монету, "чтобы покойники его приняли". Последнее объясняется поверьем, что старые покойники без денег места не дают и, следовательно, место надо купить.Если в могилу монету не бросят - покойники не примут новичка и он каждую ночь будет ходить к своим родным с просьбой купить ему место". ( Ср. ирландский обычай класть в гроб монету, чтобы "у покойного на пути в мир иной ... было чем заплатить за перевоз через реку смерти").Предметы, бывшие в соприкосновении с телом покойника, используют в лечебной и любовной магиях. Так, например, от ломоты в руках "приберегают мыло, которым мыли покойника: им натирают руки". (См. также БОРОДАВКИ; ПОХОРОНЫ; ПЬЯНСТВО и др.). В различных видах магии используется и могильная земля: "На суд вот идешь - берут из кладбища землю, с могилки, кладут ее в карманчик, когда кто идет на суд, и тогда замиряются вопросы, но землю бери из свежей могилки и говори три раза: "Все вопросы утихаются, другие не загораются"."Ходячие" покойники - персонажи многих народных суеверных рассказов. Например: "Раз девки вместе с парнями устроили вечеринку сообща, пригласили родных, знакомых, да не всех. На вечеринке-то девки между собой и рассорились; одне-то, знашь: своих парней больше пригласили, что любы им были, а других не пригласили, которы любы были другим, ну, и вышла промеж их катавасия. Ну, бесы этому и рады - и давай их сердца разжигать. Где им Бога вспомнить, а на святках до Бога ли? Песни да пляс на уме, одно веселье, хихиньки да смешки. Одне девки своим парням больше песни поют, а другие - своим; а парни больше пьют и девок потчивают. Как подпили, пошло веселье, только стон стоит! Вот одне девки и придумали: тихонько оделись, отправились на кладбище, да из общей могилы вынули двух мертвецов, завернули в рогожи и на своих косах приволокли их на вечер, да за печкой и поставили, а сами как ни в чем не бывало разделись, вошли в горницу, будто выходили за ворота гадать. А в это время девчонка сидела на печке и видела их все проказы и испугалась, сердешная, мертвецов-то, молчит, в уголок прижалась. Страшно, знашь. Девки вошли в горницу, посмеиваются, а гости веселятся (им не в догад, что там за печкой творится). Мертвецы стали уж пошевеливаться и