БРАУНИ
Брауни-странные существа, в которых верили многие шотландские горцы, жители Шотландских и Западно-Шотландских островов. В Бервикшире считалось, что брауни появляются для того, чтобы помочь людям справиться с тяжелой и скучной работой; однако им ни в коем случае нельзя платить за это. И, все же, как свидетельствует Хендерсон, для брауни иногда следовало приготовить небольшое угощение. Больше всего они любили фигурное печенье из свежесмолотой, еще теплой муки, поджаренное на угольях и смазанное медом. Домохозяйки, приготовив это блюдо, клали его там, где брауни мог его найти.Пинкертон считает эти существа грешными духами, обязанными входить в дома по ночам и выполнять работу, которую недоделали хозяева. Но если для брауни оставить какое-нибудь вознаграждение, он уйдет и никогда не вернется.Рассказы об этих маленьких существах (в Девокшире их называют пиксами) тоже очень занятны. Одна женщина по доброте душевной пошила плащ и шляпу для брауни, который всегда подметал и мыл полы в ее доме. Затем она положила подарки в его излюбленном месте и сказала ему об этом. Брауни тут же навсегда покинул этот дом со словами: "Новая шляпа! Новый плащ! Да я красавец хоть куда!"Брауни существовали также в Крэншоу (Бервикшир), где они время от времени скирдовали и обмолачивали хлеб. Однажды во время жатвы кто-то неосторожно сказал, что брауни не слишком хорошо умеют вязать снопы или скирдовать. Брауни услышали это, и на другую ночь унесли весь хлеб на скалу Рэвен Крэг, расположенную в двух милях от Крэншоу.Подобные истории до сих пор распространены у горцев.Русский домовой рядом функций, присущих ему как мифологическому персонажу, напоминает английских брауни.О происхождении домовых в русском фольклоре сохранилось множество легенд, например: "Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть тайну его величия, смешением языков; а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался - домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие формы и свойства.. [У англичан существует аналогичное представление о брауни: это "грешные духи"].Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиной кого-нибудь в семействе воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопание дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близ печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастии, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр.Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков... Также наваливается во время ночи на спящего и давит его так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать. Обыкновенно эта стень наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают: к худу или к добру, - а домовой отвечает мрачным голосом:"да" или "нет" .Рассказы о том, что домовой "вещует" хозяевам, повсеместно распространены в крестьянской среде и сегодня. "Вот спала я, я как спала, а потом проснулась, как всё равно, и чую - на меня что-то ложится, легкое такое, а не знаю что, а я так-то вот руки растопырила, прямо так, а сама, и вот это, знаю, что говорят, что надо спросить, я была в положении. Мне было уже под снос, ходила. А я так-то вот руки поставила, говорю: "К чему, к чему?" ~ шепчу. А он говорит: "Замуж выдам не за худшего". На мене, понимаешь? Замуж выдам не за худшего. Я! Глаза на лоб -и ушел, нету, нету, я вот так вот до утра руки держала, лежала задубемши, когда проснулась, так-то вот печку вытопила, а тут у нас женщина жила, суседка, ну, она и сродни, Дуня вот, Дьячихина. Да. Я ей рассказываю: "Матка, так-то и так-то сегодня, я умру нынче, я на родах умру, наверное". Она говорит: "Чего, Мань?" А я говорю: "Вот так и так. На меня сегодня навалилось чтой-то такое, я не знаю что, а легко, не так тяжело. Бывает, что тяжело. Если тяжело - то плохо, да. Она говорит: "Ну, как навалилось? Ты не спросила?"Я говорю: "То-то и дело, что спросила. Говорю: "К чему, к чему?" - прошептала я. А он говорит: "Замуж выдам не за худшего". Она тогда мне и говорит. Говорит: "Не горюй. Чтой-то будет тебе, но ты живая будешь". И правда, было со мной плохо. На родах у меня... Роды были тяжелые, и по мне пошли волчки в больнице. Еле их вылечили, три года оны по мне ходили, пока на бабушку я попала. Вот как бывает, видишь, - замуж выдам не за худшего. Вот за плохое, если б сказал, за плохого - значит бы всё, плохо мне было, совсем могла б я кончиться. Вот, видишь, как бывает. Бывает" .Домовой "не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близ порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем, как по-видимому ничего этого не видно [Ср.:основная функция английских брауни --помогать "людям справиться с тяжелой и скучной работой"]. Особенно любит домовой жить в банях и париться, а также в ригах и в других теплых местах, тоже его слышат и в театрах...В разговорах не называют его домовым, а "дедушкой, хозяином, набольшим или самим" [см. ИМЯ И ФАМИЛИЯ}. При переходе или переезде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома с хлебом-солью просить домового на новое