место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых...Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае перед порогом дома зарывают в землю череп или голову козла" ."Домовые - это духи - хранители домов, олицетворение душ умерших предков...По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа голое. Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит но ночам сонных и те чувствуют, как шерстит его рука. Если она мягкая и теплая, то предвещает счастье и богатство, если холодная и жесткая, то быть худу".Домовой "всегда имеет человеческий вид хозяина дома, б[ольшей] ч[астью] уже умершего, или старшего в семье: деда, бабушки и т. д. Если кто увидит домового хозяина в образе уже умершего члена семьи, то это - к благополучию; если же семьи, то это признак неблагоприятный: человек, в образе которого явился домовой, умрет в этом году. Самое явление это, говорят, с того уже света" ."В Малмыжском уезде Вятской губ. рассказывают, что домовой показывается людям стариком, ростом с пятилетнего ребенка [характерно, что английские народные представления о брауни также указывают на их маленький рост], всегда в красной рубашке, опоясанной синим кушаком; лицо у него сморщенное, борода белая, волосы на голове желто-седые, а глаза словно огонь горят. В Сибири представляют домового в виде маленького, косматого старичка с длинной бородой и думают, что он проживает в печурке. В других областях русского царства знают домового плотным, малорослым стариком, в коротком смуром* зипуне или синем кафтане, с алым поясом, иногда в одной красной рубахе; у него седая, всклокоченная борода, волосы косматы и застилают лицо, голос суровый и глухой; он любит ворчать, браниться и употреблять при этом выражения чисто народные, крепкие" ."Хозяева обыкновенно стараются угодить домовому тем, что приобретают кошку такой масти, какую любит домовой. Если хозяин дома брюнет, то и кошку нужно приобретать черную и т. д. Если домовой не взлюбит кошку, то он зачастую бросает кошку прямо с печи так, что та отшибает зад, быстро после этого чахнет и умирает. Домовой обыкновенно предупреждает хозяев относительно несчастий, имеющих случиться в семье: перед несчастьем в доме раздается треск, слышатся шаги; собаки и кошки без всякой видимой причины бывают встревожены и т. д. Иногда, желая предсказать хозяину его смерть, домовой гасит из-за плеча хозяина находящуюся в руках его свечу, понятно, в том случае, если хозяин находится в комнате один. Треск стен - дело домового. Когда затрещит стена, спрашивают домового: "к худу или к добру?" И домовой отвечает глухим голосом: "к худу" или же "к добру"...Любимое местопребывание домового - это голубец, порог у входной двери, место под шестком* и место под печкой.Домовой любит те семьи, в которых живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, которые в чистоте и порядке содержат свой дом и двор.Трудолюбивым и заботливым хозяевам домовой сам помогает в их хозяйстве: дает скоту корм, расчесывает гривы лошадям и т. д. и т. д. Зато нерадивым хозяевам, а также тем, которых он не взлюбит, домовой старается всячески вредить: он заезживает по ночам лошадей, мучит и бьет скотину, забивает ее в угол или под ясли, засоряет навозом двор, сбрасывает с печи кошку, так что она отшибает себе зад, давит каждую ночь во сне хозяина и хозяйку" .Согласно русским народным воззрениям, домового следует угощать [ср. английское поверье о приготовлении фигурного печенья для брауни]. В ряде локальных традиций Центральной России "кормление" домового приурочивается к определенным дням. Так, например, "в селениях Тульской губернии есть поверье, что ... если [10 февраля, в день Св. Ефрема Сирина] хозяйка не оставит на ночь гостинца для домового, то будто он из доброго превращается в лихого...Для смирения домового после ужина оставляют на загнетке горшок каши. обкладывая его вокруг горячими угольями. Будто ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. С той поры он целый год бывает смирен и услужлив" .В некоторых южных областях России хозяйки оставляют для домового немного еды на столе каждый вечер (на ночь). Иначе он будет сердиться и домашние дела не будут спориться .Согласно русскому народному календарю, 12 апреля, в день Св. Иоанна Лествичника домовой "бесится и не узнает своих домашних. С заходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, а сами боятся уже подойти и к окну во всю ночь...Он [домовой] на всех злится, всех бы рад известь, готов сокрушить весь дом...Лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех собак, раскидает по всему двору сани и телеги, хозяину подкатывается под ноги. И все это бывает 30 марта [по н. ст. - 12 апреля] с ранней утренней зари до полуночи, как запоют петухи... Одни говорят, что у него в начале весны спадает старая шкура и от этой боли он бесится. Другие думают, что на него находит чума... Третьи знают наверное, что в этот день бывает им [домовым] расправа от нечистой силы за целый год... Четвертые рассказывают за тайну, что хозяин когда-то поссорился со знахарем не шутя и что за такую обиду знахарь и удружил ему лихим домовым... Пятые ... уверяют..., что в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме" .В некоторых регионах существует представление о том, что домовой - существо "семейное". Так, у русских поморов "домовой хозяин" ... имеет жену и детей ровно столько же, сколько детей находится в доме. Живет "домовой" со своим семейством в подполье. "Хозяйка" и "хозяин" вершат в доме все домашние и семейные дела. В некоторых местностях перед тем, как лечь спать, женщина говорит:"Хозеин, хозеюшка,С малыми детоцьками,Благословите навею ноцьку спать" .В отличие от английских поверий о брауни, в русской традиции "деятельность" домового в основном направлена на скотоводство (ухаживать за лошадьми и коровами) и домоводство, его "связь" с земледелием (зерном, жатвой и хлебом) проявляется крайне редко: например, "под О